Духовные причины болезней.

Если спросить человека невоцерковленного, почему он болеет, можно услышать довольно привычные фразы: «наследственность плохая», «весной я часто болею», «на работе от коллег насморк подцепил», «случайно оступился и вывихнул ногу» и т.д. Люди воцерковленные и хорошо знакомые с законами духовной жизни на этот же самый вопрос будут отвечать совершенно по-другому, искренне веря, что первопричины большинства заболеваний сосредоточены в духовной сфере. В чем же они состоят? Условно их можно разделить на три большие группы.

  1. Особый Божий Промысел в отношении человека

Болезнь может посылаться избранным Богом людям как особый путь обретения святости, стяжания благодати Святого Духа. Так, например, таким путем шли  к святости преподобные Амвросий Оптинский и Серафим Вырицкий. Будучи прикованными к постели в течение долгих лет, они исцеляли, спасали от бед и напастей, приводили к вере великое множество людей и в конце концов были причислены Православной Церковью к лику святых.

Промысел Божий может попустить человеку болезнь и для того чтобы уберечь его от фатальных ошибок, смертельной опасности, смертных грехов. Во время болезни он может передумать, пересмотреть свои планы – к счастью для себя и других людей.

И, наконец, в некоторых случаях болезнь попускается для последующего чудесного исцеления больного. Тем самым она помогает укрепить веру как самого больного, так и свидетелей произошедшего с ним чуда.  

  1. Недостойное причащение

О том, что недуги могут одолевать людей в случае недостойного причащения Святых Христовых Таин, мы знаем из слов Апостола Павла (Первое послание к Коринфянам, 11:27-30): «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает».

Означает ли это, что лучше совсем не приступать к Чаше с Телом и Кровью Христовой, чтобы не навлечь на себя подобное наказание? Ни в коем случае. Ведь именно в этом Таинстве человек соединяется с Господом и получает от Него силы телесные и душевные, которые укрепляют его, защищают и помогают противостоять злу и следовать путем спасения. Вот что об этом говорил великий святой преподобный Серафим Саровский: «Благоговейно причащающийся Святых Таин, и не однажды в год, будет спасен, благополучен и на самой земле долговечен. Помните слова апостольские: всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о всем благодарите (1 Фес. 5, 16–18). При таком блаженном и мирном состоянии души верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося. Пред Господом один творящий волю Его – паче тьмы беззаконных»[1].

Главное при этом — помнить и соблюдать определенные, установленные Церковью правила при подготовке к этому Таинству. Советы о том, как к нему приступать, можно найти в проповедях и книгах учителей Церкви и святых отцов. Приведем здесь слова  Схиигумена Саввы (Остапенко) из его труда «О причащении Святых Христовых Таин»: «Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он называет Свое Тело Хлебом Жизни. «Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6:55). И Господь предупреждает нас: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53).

Готовящийся ко причащению Святых Христовых Таин должен быть свободен от упреков совести, от вражды, гнева, рассеянности, смущения, лености, но в глубоком сокрушении духа и в полном сознании своего недостоинства, со страхом и верою должен приступать к Святой Чаше. <…>

Причащение Святых Животворящих Христовых Таин приносит свой плод при условии приготовления и хранения полученного: хранить мир с ближними, пребывать в молитве, воздерживаться от пресыщения, беречь язык от празднословия, постоянно стремиться к чистоте жизни чрез непрерывное покаяние; не надеяться на себя, а иметь твердую надежду на Бога и Его милость.

В противном случае причастие бывает в суд и осуждение.

Нельзя принимать Тело и Кровь Христовы при сомнении, что в Святой Чаше – истинное Тело и истинная Кровь Христовы, при явном пренебрежении в приготовлении ко причащению, при нарушении поста, при вкушении пищи после полунощи, при нечистоте женщины, при супружеском общении накануне»[2].

  1. Искупление грехов (забытых, неисповеданных, неосознанных)

За свою жизнь люди обычно накапливают солидный груз грехов. Верующие и воцерковленные  прихожане имеют представление о том, как от него избавляться. Но что, если человек очень далек от Церкви и вовсе не задумывается о духовной сфере жизни? Бог всем нам желает спасения: и верным своим детям, и нерадивым. Поэтому тем, кто долго живет без исповеди и причастия могут попускаться скорби и болезни, чтобы с помощью страданий освобождать их от чрезмерного груза грехов, который в противном случае может обречь их на вечную погибель. Многие из святых отцов и святых полагали,  что болезнями и страданиями мы часто расплачиваемся за свои грехи.   В этом был уверен и преподобный Амвросий Оптинский: «Искреннюю, чистосердечную исповедь старец Амвросий считал неотъемлемой частью покаяния. Так, например, он поучает, что тяжёлые душевные и телесные недуги большей частью являются следствием тяжких, а также неисповеданных согрешений. И когда иеросхимонаху Амвросию рассказывали о таких больных, он давал советы, чтобы они «искренно исповедали свои грехи духовному отцу, и не стыдились ничего утаивать»[3].

Итак, если смотреть на причины заболеваний с точки зрения законов духовной жизни, то получается, что в большинстве случаев (за исключением тех, когда недуг посылается по Промыслу Божию) человек может сам влиять на состояние своего здоровья и заботиться о своем долголетии: необходимо лишь следовать заповедям, стараться не грешить, а если согрешил  — осознавать содеянное, искренне и глубоко каяться и как можно чаще очищаться от греховной скверны с помощью исповеди и причастия. Осознавать и вспоминать содеянные грехи очень помогает чтение Евангелия, посланий апостолов, книг святых отцов и Псалтири.

Приведем ниже ряд распространенных грехов, которые многими часто не осознаются (список далеко не полный):

— несоблюдение постов, праздничных и постных дней (среды и пятницы) — имеется в виду не только воздержание в пище, но и воздержание от супружеской близости;

— непочитание родителей, конфликты с ними, обиды на них и осуждение, а особенно — злословие, побои, клевета на них;

— прелюбодеяния и блуд,  нехранение целомудрия и супружеской верности;

— гневливость, неконтролируемые вспышки гнева;

— невоздержанность в употреблении пищи и вина;

-обращение к колдунам, экстрасенсам, гадалкам, гороскопам, оккультным, эзотерическим и языческим практикам и обрядам;

— непосещение или редкое посещение воскресных и праздничных  церковных богослужений, редкое участие или неучастие в таинствах причащения, исповеди, миропомазания;

-устное, письменное и мысленное осуждение людей, особенно – клевета;

— сквернословие и празднословие;

— пустая трата времени и драгоценных дней и лет жизни на просмотр телевизора, компьютерные игры, форумы, бесконечные покупки;

— нанесение вреда природе и экологии;

— непроявление милосердия, равнодушие к людскому горю.

В заключение хочется пожелать читателям крепкого здоровья, долголетия и благополучного пути к душевному спасению!

Составители: прихожане храма  в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г.Павлово.

При подготовке статьи использовались следующие книги из библиотечного фонда храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Павлово:

  • Житие преподобного Серафима Саровского. Изд-во «Благовест», 2002
  • Зажги свечу в своей душе / Схиигумен Савва (Остапенко). — М.: Артос-Медиа, Неугасимая лампада, 2009
  • Архимандрит Иоанн. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. − М.: Издание Братства святителя Алексия, 1993
  • Схиигумен Савва (Остапенко). «Приими от меня искренний совет». Основа для спасения. Памятка иноку. ― М.: «Лествица», 2003
  • Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев», том 1, Издание Введенской Оптиной Пустыни, 2009.

[1]Житие преподобного Серафима Саровского. Изд-во «Благовест», 2002. — С. 212

[2]Зажги свечу в своей душе / Схиигумен Савва (Остапенко). — М.: Артос-Медиа, Неугасимая лампада, 2009. — С. 20 — 23

[3]Архимандрит Иоанн. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. − М.: Издание Братства святителя Алексия, 1993. − С. 95

(341)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *