28 июля 2021 г. в деревне Бабасово Павловского муниципального округа начались подготовительные работы перед началом строительства храма в честь пророка Божия Илии. Сформировалась активная группа из местных жителей, желающих возобновить в их деревне приходскую жизнь, которая была нарушена в советское время, когда был сломан старый храм в честь Рождества Христова.
Первый этап строительных работ включает в себя расчистку и планировку территории, на которой в дальнейшем будет располагаться новая церковь. Планируется периодически там проводить молебны, панихиды и другие Богослужения.
Иерей Андрей Смолин. Фото автора и Сергея Карпова.
Историческая справка.
Бабасовский приход
Село Бабасово, близ реки Оки на границе Гороховецкого уезда с Нижегородской губернией, находится в 180 вер. от губернского города и в 25 от уездного. – До учреждения губерний Бабасово входило в состав старинного Муромского уезда, а до учреждения Владимирской епархии принадлежало к Муромско-Рязанской епархии.
В начале XVII века Бабасово в числе других сел Муромского уезда было вотчиною дома бояр Романовых; в конце того же века оно входило в состав государевых пашенных сел. В половине XVIII века Бабасово принадлежало графу Ив. Илар. Воронцову.
Церковь в Бабасове несомненно существовала уже и в начале XVII столетия, когда оно было вотчиною бояр Романовых, но мы не имеем о том документальных сведений. Первые таковые сведения заключаются в писцовых книгах государевых дворцовых сел Муромского уезда 1684 г., где значится следующее: «Село Бабасово на речке на Бабасовке, а в оном церковь Рождества Христова древяна, в ней местных образов: образ Рождества Христа Бога нашего; образ Воскресения Христова, Пресвятыя Богородицы Владимирския – венец гривна серебрян золочен с каменем, образ Чудотворца Николая венец серебрян, образ св. муч. Флора и Лавра, Пресв. Богородицы Одигитрии, Иоанна Кущника, Никиты Мидийскаго да св. мученицы Ульянеи да преподобномученицы Марфы, страстотерпца Христова Георгия. Да в трапезе образ в.-муч. Георгия, Зиждителя да образ страшного суда; пред местными образы три свечи поставные вощаные на красках прикладу попа Ионы. Да в тябле деисус с праздники, а перед деисусы паникадило прикладу деревни Щипачихи Акинфия Обросимова. Да царския двери, сень и столицы да двери северныя, на них благоразумный разбойник Рах на празелени. Да в олтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы да образ Пресв. Богородицы Тихвинския – венец серебрян золочен – приклад мирской; на престоле Евангелие печатное в десть – Евангелисты медные крыто бархатом, сосуды деревянные, покровы дорогильные красные, завеса у царских дверей полотняная ветхая, крест благословенный обложен серебром позолочен, другой без оклада, кадило, курганец, чаша медная; ризы дорогильные – оплечье учасковое, ризы полотняные, патрахель учасковая, пояс и поручи выбойчатые. – Да книг: апостол, шестоднев, триодь постная попа Евсевия, псалтирь следованная, минее общая, минее месяц Март, служебник, псалтирь учебная – печатные – прикладу бояр Ивана Никитича да Никиты Ивановича Романовых, часовник печатный. На колокольнице два колокола. А церковное строение приходских людей, а в который год та церковь строена старожилы не помнят».
Что касается Бабасовского причта и прихода того времени, то сведения об этом имеются в окладных Рязанской епархии книгах за 1678 г. «У церкви Рождества Христова в Бабасове, сказано здесь, двор попа Евсевия, двор просвирницын да приходских крестьянских 19 дворов, два двора бобыльских, деревня Малое Щелоково – в ней 3 двора крестьянских и 1 бобыльский, д. Большое Щелоково, в ней 13 дв. крестьянских и 3 бобыльских (в настоящее время в приходе одна деревня Щелокова, в которой 57 дворов), д. Щипачиха, в ней 20 дв. крестьянских и 3 бобыльских (в настоящее время здесь 74 двора), д. Степанково, в ней 9 дв. крестьянских и 3 бобыльских (ныне здесь 59 дворов), д. Зименки, в ней 4 двора бобыльских (ныне здесь 25 дворов). Церковной земли по сказке попа Евсевия из крестьянских дач по три четверти в поле; по окладу данных денег церковь платила рубль 13 алтын 3 деньги».
В 1747 г. Рождественская церковь в Бабасове оказалась весьма ветхой («во время дождевного лияния происходит великая течь и Божественная служба отправляется с великою нуждою»), посему прихожане просили у архиепископа Рязанского и Муромского Алексия благословения на построение новой деревянной церкви во имя того же праздника с приделом Преп. Марии Египетской. Преосвященный разрешил построить церковь без придела, вместо же придела «написать образ добрым письмом и поставить в настоящей церкви».
В 1782–84 гг. при Рождественской церкви была построена другая теплая деревянная церковь во имя св. пророка Илии; построена и освящена она уже с благословения Владимирских епископов Геронима и Виктора.
В 1829 г. вместо деревянных церквей начат постройкою каменный храм; постройка его была окончена в 1852 году, а освящен настоящий храм в 1859 г. Трапеза в 1861–62 гг. перестроена.
В 1870 г. устроена при храме каменная колокольня.
Престолов в храме в настоящее время три: в холодном во имя Рождества Христова, в трапезе теплой во имя св. прор. Илии и Успения Божией Матери.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – В настоящее время сохранилось в церкви несколько древних и почитаемых в приходе за чудотворные икон; таковы иконы: 1) Казанской Божией Матери. 2) Владимирской Божией Матери в ризе жемчужной с венцом серебряным вызолоченным, по сторонам ее изображение двунадесятых праздников, 8) Смоленской Божией Матери и 4) две иконы Спасителя.
В церковном архиве сохранились: выписка из писцовых книг 1684 г., храмозданные грамоты архиепископа Рязанского Алексия 1747 г. и епископа Владимирского Иеронима 1782 г., храмоосвятительная грамота епископа Владимирского Виктора 1784 года.
Причта при церкви по штату положено – священник, диакон и псаломщик. На содержание их из разных источников получается до 800 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви по плану 36 дес. 576 кв. саж., из них 21 дес. 470 кв. саж. пахотной, 1 дес. усадебной, 1 дес. 980 саж. сенокосной, под кустарником 2 десят. 750 саж., под выгоном 2 дес. 1,200 с., под болотом 5 дес. 1,000 саж., под дорогами, церковью и кладбищем 1 дес. 1,700 саж. Особого плана на эту землю нет, а значится она в плане крестьянской земли.
Приход состоит из села Бабасова и деревень: Щепачихи (2 вер. от церкви), Степанькова (1½ вер.), Щелокова (4 вер.), Зименок (6 вер.) и Липовки (10 вер), в коих по клировым ведомостям числится 914 душ муж. пола и 948 женского; все православные.
В Бабасове с 1886 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897–98 году было 48.
(366)