В минувшую пятницу отмечалась память святой великомученицы Параскевы Пятницы. А на следующее утро в субботу 11 ноября состоялось празднование в храме, некогда освящённом в её честь в селе Невадьево Вачского района. Организовали службу настоятель и церковнослужители Покровского храма г.Павлово и волонтеры Павловского благочиния.
Для желающих посетить службу с 8:00 до 8:45 были организованы рейсы бесплатного транспорта от остановки Звягино. Путь до храма пролегал по ухабистой дороге, поэтому помощь с транспортом была очень кстати. Ввиду того, что уже поздняя осень, в некоторых местах дорога оказалась размытой, и, где сохранился асфальт, круглые лужицы обозначили ямы, которые требовалось старательно объезжать. Так что до самого храма добрались водители десяти самых выносливых машин, остальные же приберегли своих железных коней у въезда на невадьевскую дорогу и шли дальше пешком, пока их не подберёт попутная машина гостей и устроителей праздника. Так же добирался и служивший протоиерей Арсений Ерзаулов с матушкой Еленой.
Это была уже вторая Литургия в возрождающемся храме. Первая состоялась совсем недавно — 23 сентября. Тогда в тёплый погожий день на службу собралось около пятидесяти человек. Теперь на вторую службу в прохладный ноябрьский денёк пришло уже свыше шестидесяти человек, причём это только тех, кто мог дождаться окончания службы. Были же и такие, которые приезжали ненадолго, чтобы посетить, в основном, могилы родственников на кладбище. Дело в том, что церковь святой Параскевы Пятницы построена при старинном погосте, на котором столетиями хоронили жителей близлежащих деревень, таких как Стёпаново, Звягино, Чеванино, Жуково — Большой луг, Красный яр, Урюпино и, до 1970х годов, Ново, где возникло своё кладбище. Н.Я. Епишин, пенсионер из Вачи, когда-то рассказывал моим родным, как он читал в редких книгах историков и краеведов, даже, вроде бы, сам видел в архивах, что Невадьево стоит на месте, где когда-то была битва с монголо-татарским войском Мамая. Поп Невадий похоронил и отпел здесь погибших русских воинов. Для нас теперь это уже практически легендарные времена, и только исследователи-историки робко предполагают, что название погоста может происходить от личного имений «Невадий».
Документальная история села относится к первой половине 17 века. Первого известного в этот период священника звали Иваном. Каменный храм был возведён намного позже, в 1837 году, на сырцовом кирпиче да извести, замешанной с яичным белком, который деревенские курицы производили в достатке. Можно встретить информацию, что на 11 гектарах похоронено свыше трёх тысяч человек. Целый небольшой город! Город усопших предков, нуждающихся в молитве и церковном поминовении. Благодаря кладбищу это место и оставалось незабытым в последние десятилетия, потому что именно память о похороненных родственниках заставляла потомков раз за разом возвращаться сюда и с грустью проходить мимо заброшенного храма, окруженного редкими опустевшими домами.
Как объяснили гости праздника, родившиеся в этом же селе, раньше в Невадьеве было немного жителей — только, в основном, семья священника. Массовое заселение прошло в 1920е годы, в основном, выходцами из соседнего Стёпанова, которым там не хватало земли. В период своего расцвета село насчитывало не одну сотню жителей. Некоторые из них отправились на Великую Отечественную войну.
Пятницкий храм, переживший революцию, по-видимому, был окончательно разорён и закрыт в хрущевскую волну гонений. Последним священником, фигурирующим в документах, значится Иван Барышников, арестованный в 1937 году и приговорённый к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Последние советские годы в храме держали магазин. Пришедший в запустение и используемый не по назначению храм стал интенсивно разрушаться. По цифровым фотографиям уже 21 века можно проследить, как менялся облик некогда белого красавца-храма: все больше и больше трескались, разрушались стены, обрушалась крыша, вырастали кусты, опадали купола, кресты…
В наши дни храм предстаёт в значительно руинированном состоянии. Неплохо еще сохранились главный престол и колокольня, наиболее же пострадала связывающая их средняя часть пространства храма. Два года назад было решено предпринять меры по консервации оставшегося наследия.
И таким образом храм был, по возможности, облагорожен, прибран и приведён к состоянию, когда в нём снова возможно вести службу. Специально ко второй службе установили царские врата в алтарь. На этот раз всю округу окутал плотный утренний туман, едва пожелавший развеяться только к концу Литургии. Пока съезжались гости, читался акафист святой Параскеве, а батюшка исповедовал. Далее служились Часы. Хочется особо отметить, что, как и в прошлый раз, перед службой была организована небольшая церковная лавка в углу, где можно было подать записки с именами на службу и приобрести свечи. Далее состоялась Святая Литургия. В ожидание Причастия читалось житие святой Параскевы, в котором говорится, что родители святой нарекли её Пятницей в честь дня страданий Христа (по-гречески «Параскеви»), и раскрывается суть подвига святой. Далее торжество перетекло в крестный ход, который сам по себе есть икона чаемого будущего вхождения христиан в Царство Небесное. Обходя так храм вокруг под колокольный звон, с крестом и иконой святой Параскевы, начали петь молебен, завершившийся внутри окроплением святой водой подходящих целовать крест. Так же внутри послужили литию об усопших. Далее батюшка благословил пройти к трапезе на улице, а в храме читали благодарственные молитвы по Святом Причащении.
На проповеди батюшка отметил, что как святая Параскева особо чтила пятницу, день страданий Христовых, напоминание о котором носила в своём имени, так и прихожанам храма, необходимо, подражая ей, стараться держать строгий пост в этот день в течение года. Необходимо стараться участвовать в церковных богослужениях и таинствах. Священник констатировал, что фактически сформировался приход храма, потому что прихожане с радостью поддержали проведение этой второй службы своим присутствием и поддержкой, несмотря на то, что досюда не очень просто добраться.
Во время службы в храме было по-осеннему прохладно, однако заботливо подготовленное место позволяло проникнуться уютом. Лёгкий запах дыма встречал пришедших из алтарной печки. Во множестве сияли свечи на подсвечнике и панихидном столике, тоже давая лёгкое тепло. Горели лампады пред иконами Николая Чудотворца и Луки Крымского. На трапезе пришедшие угощали тем, что подготовили для события: варёной картошкой, салом, колбасой, домашними заготовками и консервами, пирогами, сладким. Салаты, в отличие от сентябрьской службы, теперь были в меньшинстве — всё-таки погода ограничивает человека сезонным рационом. Отогреться можно было у импровизированного костра. То, с каким интересом люди отнеслись к празднику, с какой буквально жаждой готовились к нему, говорит о необходимости начатого дела и его долгожданности.
Оба раза при посещении служб здесь лично у меня возникало странное ощущение, что окончательно и безвозвратно потерянное, не раз оплаканное и начавшее было забываться прошлое, со смирением отпущенное дальше исчезать вместе с последними его свидетелями, стало внезапно врываться в нашу новую, современную жизнь. То тут, то там оказались живы разъехавшиеся люди или родившиеся в селе, или каким-то родством связанные с ним. Да и мне самому, по матери стёпановскому, довелось приехать из родной Тюмени окольными путями, через Москву. Приятное дежавю возникло от общения с людьми, которые рассказывают то же, что я слышал когда-то в детстве от матери, жившей в соседнем Стёпанове. Получилось так, что исчезнувшее прошлое вновь явилось в этих собранных богослужением людях — прямых уроженцах села, их родственниках, потомках. Прошлое явилось и — возродилось вместе с храмом, который умирал в тишине лесов муромского Заочья, но вдруг ожил, оттаял, потеплел и собрал в себе всех грустивших о нём и о минувшем. Это же чудо!
Будет храм — будут и люди. А не будет храма, не будет и людей — вот чему научил нас советский урок.
Если придётся мне однажды оказаться далеко, «на реках Вавилонских», надо не забыть эти чувства, а если даже и забуду, то вспомнить, как писал о том, что чувствовал, пока видел своими глазами. Конечно, неплохо было бы, чтобы кто-то нашёл возможным собрать воспоминания последних жителей Невадьева или даже снял с ними документальный фильм.
Празднование завершилось около часа дня. Пропев благодарственные молитвы, прихожане стали разъезжаться. Хорошо, если теперь весною будет повод собраться вновь. Невадьевский храм будет ждать гостей.
P.S. В социальной сети «Вконтакте» создана группа «Храм Параскевы Пятницы в с. Невадьево» (ссылка: https://vk.com/club223294448 ). Там же теперь планируется объявлять о сборах средств на нужды храма.
Текст и фото – Дмитрий Габышев.
(75)