Происхождение души.
Православная энциклопедия, том 16, стр. 440-502
Подробнее можно прочитать на сайте https://www.pravenc.ru/text/180712.html или в библиотеках приходов Павловского благочиния, в которых имеются этот и другие тома Православной энциклопедии.
Фото — «Ангел хранит души праведных». Фрагмент иконы «Страшный Суд». 2-я пол. XVI в.
В период классической патристики в трудах св. отцов и учителей Церкви и в определениях церковных Соборов было четко сформулировано учение Церкви о происхождении души (далее в тексте – Д.) первого человека.
Церковью были отвергнуты ложные мнения гностиков, манихеев и присциллиан о происхождении Д. из сущности Бога и утвержден догмат о непосредственном творении Богом Д. первого человека из ничего, что кратко выражено в словах блаженного Августина: «Душа так произошла от Бога, что не есть сущность Бога… не рождена из сущности Бога и не произошла из сущности Бога, но сотворена Богом; и сотворена не так, что в ее природу обратилась какая-либо природа тела или неразумной души, а так, что [она сотворена] из ничего».
По определению лат. богослова IV в. Мария Викторина, Д., как сотворенная по образу Божию, не единосущна Богу, но лишь подобосущна Ему. Вместе с тем при описании способа творения Д., так же как и в доникейский период, богословы продолжают опираться на библейскую аналогию: «дыхание» — «вдуновение».
Как разъяснял блж. Феодорит Кирский, эти выражения Свящ. Писания, во-первых, означают легкость акта творения Д. Богом и, во-вторых, указывают на духовную, разумную и бестелесную природу Д.. Свт. Григорий Богослов также утверждал, что Бог, сотворив тело первого человека из предсуществовавшей материи, «от Себя вложил дыхание, что в слове Божием известно как разумная душа и образ Божий». Это положение прп. Иоанн Дамаскин объяснял так: «Бог дал ему [человеку] разумную и мыслящую душу посредством Своего вдуновения, что мы называем божественным образом»; это значит, что «Бог сотворил душу Своим божественным и животворящим вдуновением, что я называю Духом Святым».
По замечанию автора трактата «De definitionibus» (Об определениях; возможно, прп. Анастасия Синаита), «никто не должен предполагать, что Дух, Который Бог вдунул в человека, стал его душой,- да не будет! — но этот Дух сотворил душу».
Неск. по-другому творение Д. объяснял блж. Августин: «Это вдуновение означает само действие Божие, которым Бог сотворил душу в человеке Духом Силы Своей». При этом Д. и тело Адама были «сотворены одновременно», а не сначала одно, потом другое.
Серьезное внимание в данный период было уделено вопросу о происхождении индивидуальных душ. Мнение о предсуществовании душ хотя изредка и находило сторонников среди христ. богословов (его разделяли, в частности, Марий Викторин, Синесий Киренский, Немеcий Эмесский, Дидим Слепец (Александрийский), Евагрий Понтийский, а также манихеи и присциллиане), но в целом оно было решительно отвергнуто Церковью. Это мнение как нецерковное отвергали большинство авторитетных отцов и учителей Церкви, таких как свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский, свт. Епифаний Кипрский, свт. Кирилл Александрийский, блж. Феодорит Кирский, прп. Максим Исповедник, прп. Иоанн Дамаскин, блж. Иероним, блж. Августин, свт. Лев I Великий, Геннадий Марсельский.
Это мнение также было осуждено неск. церковными Соборами: Александрийским 400 г., К-польским 543 г. (анафематизмы к-рого были впосл. присоединены к актам V Вселенского Собора 553 г.) и Собором 561 г. в Браге (6-й анафематизм). 1-й анафематизм К-польского Собора 543 г., взятый из Послания имп. Юстиниана К-польскому патриарху Мине (гласит: «Кто говорит или думает, что души человеческие предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, а потом пресытились божественным созерцанием и обратились к худшему и потому охладели в любви к Богу, отчего и были названы душами и в наказание посланы в тела, да будет анафема».
Отвергнув учение о предсуществовании душ, христ. богословы разделились во мнениях между 2 др. теориями происхождения Д.
Меньшая их часть (в к-рой были и весьма авторитетные богословы) придерживалась теории традуционизма. Ее сторонниками были свт. Евстафий Антиохийский, Аполлинарий, прп. Макарий Великий, свт. Григорий Нисский и прп. Анастасий Синаит — на Востоке; Луцифер, еп. Каралитанский (Каралисский), Иулиан Померий и др.- на Западе.
Прп. Анастасий Синаит следующим образом обосновывал теорию традуционизма: «Как Бог создал человека из земли, так и человек [т. е. мужчина] по благодати создает человека от женщины. И как при первом творении человек получил тело из земли, а душу порожденной Самим Богом, так и ныне тело образовывается из женской «земли» и крови, а душа неизреченно передается от человека (т. е. мужчины) посредством семени, словно посредством некоего вдуновения».
Свт. Григорий Нисский разъяснял, что человеческое семя изначально имеет в своем составе некую «всеянную природную силу», к-рая раскрывается и обнаруживается в определенной природной последовательности постепенно вместе с развитием тела; эта сила и есть Д., сокрытая в живом семени и передаваемая вместе с ним от родителей; ведь «то, что отделяется от одушевленных [существ] для образования одушевленного существа, само не может быть мертвым, поскольку мертвенность возникает только из-за отсутствия души».
Свт. Григорий Богослов, хотя сам склонялся к креационизму, также считал традуционизм вполне допустимой гипотезой.
Нек-рые богословы, в частности Аполлинарий Лаодикийский, Марий Викторин и Иоанн Филопон полагали, что от родителей передается только неразумная животная (плотская) Д. человека, в то время как разумная Д. привходит извне от Бога. Поскольку теория традуционизма позволяла наиболее убедительно обосновать распространение и передачу первородного греха от первых людей всем их потомкам, на нее обратили внимание в ходе т. н. пелагианских споров на Западе (1-я пол. V в.); пелагиане (в частности, Юлиан, еп. Экланский) обвиняли всех православных в традуционизме и называли их «traduciani» (традуционисты). Критика традуционизма, основанная на представлении о Д. как о бестелесной, неделимой и неразрушимой сущности, встречается также у Немесия, блж. Феодорита — на Востоке и у свт. Илария Пиктавийского, блж. Иероним, Пруденция, Геннадия Марсельского, папы Римского Анастасия II и Кассиодора — на Западе.
Начиная с IV-V вв. наибольшее распространение среди христ. богословов получила теория креационизма, сторонниками которой были свт. Григорий Богослов, свт. Кирилл Александрийский, блж. Феодорит, прп. Максим Исповедник, свт. Герман К-польский — на Востоке; свт. Иларий Пиктавийский, свт. Амвросий Медиоланский, блж. Иероним, прп. Иоанн Кассиан, свт. Лев Великий, Геннадий Марсельский и Кассиодор — на Западе.
Блж. Феодорит указывал на прямую зависимость теории креационизма от содержащегося в кн. Бытие повествования о сотворении первого человека: «Церковь… веря божественному Писанию, говорит, что душа созидается вместе с телом и не в вещественном семени имеет начало своего созидания, но изволением Творца приходит в бытие после образования тела».
Блж. Иероним уточнял эту мысль: «Бог ежедневно творит души, ибо Его желание есть уже само действие и Он не перестает быть Творцом, что составляет церковную точку зрения, соответствующую словам Спасителя: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5. 17)».
Кроме того, блж. Иероним обращал внимание на слова Книги Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (12. 7), из которых, по его мнению, ясно следует, что «не люди, а Бог есть Родитель душ».
Иларий Пиктавийский считал, что «происхождение плоти всегда от плоти же, а всякая душа — это творение Бога»; при этом он тесно связывал это представление с христологией: «[Христос] как Сам Собой воспринял Себе тело от Девы, так и от Самого Себя воспринял душу, которая конечно же никогда не получает начало рождения от человека; ведь если зачатие тела Дева имела не иначе как от Бога, то тем более необходимо, чтобы душа тела происходила исключительно от Бога». Согласно Геннадию Марсельскому, «только тело сеется посредством супружеского сочетания, а после того, как оно уже сгустилось, уплотнилось и сформировалось в утробе матери, душа творится и влагается в тело повелением Божиим, чтобы уже в утробе жил человек, состоящий из души и тела, и рождался из утробы живой, обладающий полнотой человеческой сущности». Однако более точно и подтверждено соборными решениями мнение тех христ. богословов, к-рые полагали, что Д. человека творится Богом одновременно с телом.
Вместе с тем способ, которым Бог ежедневно творит души, остается непостижимым для человека и известен только одному Богу. О господстве теории креационизма свидетельствует тот факт, что с IV в. она практически не подвергалась критике. Исключением был Немеcий, который, разделяя оригеновскую теорию предсуществования душ, полагал, что креационизм будто бы противоречит словам Свящ. Писания о том, что Бог в 7-й день почил от дел Своих.
Часть христианских богословов классического периода занимала нейтральную позицию и, безусловно отвергая теории эманатизма (истечения душ из сущности Божией) и предсуществования душ, колебалась между традуционизмом и креационизмом, не находя в Свящ. Писании достаточных оснований для предпочтения одной гипотезы другой.
Некоторые богословы полагали, что в этой жизни человек вообще не в силах разрешить этот трудный вопрос.
Подготовил – Андрей Жунусов.
(41)