Священноисповедник Николай родился 5 апреля 1884 года в селе Оселок Макарьевского уезда Нижегородской губернии (ныне с. Красный Оселок Лысковского района) в семье священника Владимира Рюрикова, служившего в Никольской церкви в этом селе. В 1905 году Николай окончил по первому разряду Нижегородскую Духовную семинарию и был направлен законоучителем в земское училище в родное село. В 1906–1907 годах он преподавал в церковно-приходской школе в селе Ляпуны того же уезда, с 1907 по 1908 год — в Богоявленской церковноприходской школе в селе Павлово Горбатовского уезда, а с 1908 по 1910 год — в церковно-приходской школе при Нижегородской Спасо-Преображенской кладбищенской церкви, располагавшейся в Канавинской слободе.
В 1910 году Николай Рюриков женился на дочери старшего священника из Макарьевского женского монастыря Ольге Георгиевне Лавровой. Это был счастливый, благочестивый брак. У будущего отца Николая и его супруги было четверо детей — три дочери и сын.
15 сентября 1910 года Преосвященным епископом Иоакимом (Левицким) (1910 – 1918) Николай Рюриков был определен в качестве второго священника в Макарьевский Желтоводский женский монастырь, на место своего тестя — протоиерея Георгия Александровича Листова. Рукоположение его в сан священника совершил 22 октября 1910 года епископ Балахнинский Геннадий (Туберозов), викарий Нижегородской епархии.
23 августа 1911 года по личному прошению иерей Николай Рюриков был переведен в Троицкий собор уездного города Горбатова, на должность второго священника. В этом храме отец Николай прослужил около 16 лет.
Кроме исполнения священнических обязанностей на новом месте служения он вел большую педагогическую и просветительскую работу. В период с 1911 по 1915 год он исполнял обязанности заведующего и законоучителя в Горбатовской женской церковно-приходской школе, а затем, в 1915–1917 годах, — законоучителя в местной мужской гимназии. Наряду с этим на него были возложены обязанности наблюдателя за преподаванием Закона Божия в других учебных заведениях Горбатовского уезда Нижегородской губернии. В 1915 году отец Николай стал членом Горбатовского отделения епархиального училищного совета и казначеем этой организации. Приходилось отцу Николаю заниматься и общественной деятельностью: с 3 февраля 1916 года он являлся делопроизводителем Горбатовского отдела Всероссийского общества попечения о беженцах.
Пастырские и педагогические труды священника Николая Рюрикова были оценены епархиальным начальством: 9 мая 1912 года он был награжден набедренником, 5 апреля 1916 года ко дню Святой Пасхи — скуфьей. Кроме этих наград батюшка был отмечен медалью в память 25-летия церковно-приходских школ и в 1913 году памятным знаком и медалью к 300-летию династии Романовых.
Зимой 1918 года отец Николай остался один на приходе. По этой причине он обратился с просьбой к Преосвященному Евдокиму (Мещерскому) (1918 – 1922), епископу Нижегородскому и Арзамасскому, разрешить помогать ему при богослужениях его престарелому тестю священнику Георгию Листову, который вместе со своей матушкой жил в доме отца Николая. Батюшка писал владыке: «В октябре 1918 года мой старший сослуживец протоиерей Аполлон Нечаев покинул приход вследствие продовольственной разрухи; в ноябре ушел по этой же причине и псаломщик. Диакон взят в военную службу. Так что я оказался один. Прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить живущему в г. Горбатове заштатному священнику отцу Георгию Листову помогать мне в служении в храме Божием временно впредь до приезда настоятеля, которого вы соблаговолите назначить». Тогда же в 1918 году от церковно-приходского cовета Горбатовского Троицкого собора в Нижегородский епархиальный совет поступило ходатайство от имени всех прихожан с многочисленными подписями о награждении священника отца Николая Рюрикова камилавкой к празднику Рождества Христова. Однако по каким-то причинам документы о награждении были утрачены, и прихожане в 1919 году вновь обратились к епархиальным властям, написав епископу Евдокиму следующие строки: «Церковно-приходской Совет покорнейше просит наградить священника отца Николая Рюрикова камилавкой к празднику св. Апостолов Петра и Павла дополнительно, это общее горячее желание всего нашего прихода, ибо батюшка Рюриков является для нас вполне достойным священником, подает нам духовное утешение своей благоговейной и истовой службой в храме Божием».
8 июня 1919 года отец Николай был удостоен награждения камилавкой, а через некоторое время был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Троицкого собора. Он прослужил в Горбатове до 1927 года, и все эти годы пользовался большим авторитетом и уважением у своих прихожан.
Отец Николай твердо придерживался православной веры, и, несмотря на общую ситуацию в епархии, не отошел в обновленчество. Сторонился батюшка и участия в какой-либо политической деятельности.
В своих проповедях отец Николай призывал верующих не отходить от Бога, терпеливо нести скорби. Хотя ему самому пришлось претерпеть много скорбей и притеснений.
Наступили безбожные гонения, а вместе с ними и тяжелые испытания, неизбежно связанные с очищающими душу страданиями, доставляемыми как внешними врагами, так и лжебратьями. Будучи в близких отношениях с епископом Павловским викарием Нижегородской епархии Александром (Похвалинским) (1922 – 1929), отец Николай попытался было перевести на другой приход сотрудничавших с властями «собратьев», но за них вступились поддерживающие их враги внешние: в 1927 году сотрудники Нижегородского ОГПУ стали собирать сведения об отце Николае, о его проповедях и частных беседах и в конце концов арестовали его. Свидетелями против него выступили служившие вместе с ним в Троицком соборе клирики: священник, диакон и псаломщик, допрошенные все в один день, 29 июля 1927 года. Тогда и сбылись в жизни священноисповедника Николая Рюрикова пророческие слова Господа о том, что «предаст брат брата на смерть» (Мф. 10:21).
«Со священником Рюриковым, — показал священник, — я служу в соборе с 1925 года. Во всех проповедях, которые произносил Рюриков, он всегда проводил аналогии из Священного Писания и современной жизни, направленные против существующего строя. Зимой 1926 года в одной из проповедей Рюриков бросил фразу: „Скоро придет время, когда волкам отольются овечьи слезы”. Эта фраза потом служила источником обывательских разговоров на очень продолжительное время На Благовещение Рюриков произнес проповедь, основанную на воспоминании о царствовании царя Давида Примерами из жизни Давида он доказывал, что жизнь при верующем царе была хорошей. Как только началось безверие, свергли царя, так и жизнь стала плохой: народ увидел, что без царя плохо, образумился и снова избрал себе царя. Эти положения он подтверждал примерами и аналогиями из современной жизни На Новый год, 1 января старого стиля, в двенадцать часов ночи перед молебном Рюриков произнес речь. В своей речи он говорил приблизительно следующее: “Прошлый год мы прожили бурно. Разразилась над нами гроза, надвинулись на нас тучи черные безбожия и коммунизма. Мы должны надеяться, что скоро воссияет для нас солнце правды, что новый год принесет для нас укрепление веры и падение безбожия и коммунизма”. Таких примеров можно привести очень много, не упомнить их всех. Словом, в каждой проповеди Рюриков обязательно, хоть слегка, но заденет чем-нибудь советскую власть Рюриков очень дружен с епископом Александром. Строчит ему различные доносы», — завершил свои показания.
«Со священником Рюриковым я служу с 1924 года, — начал свои показания диакон. — В своих проповедях, которые мне пришлось слышать, Рюриков всегда касался политики, восстанавливая прихожан против власти. Это ему удается легко, потому что Рюриков пользуется среди прихожан большим авторитетом 9 мая мне встретились несколько женщин Они мне рассказали, что Рюриков сегодня произнес хорошую проповедь в Никольской церкви. Я спросил: „Что же он говорил?” По рассказам женщин, Рюриков начал проповедь так: „Наполняется чаша гнева Господня. Как пришли коммунисты обманным путем к власти, так и должны уйти. Близится время”. Рюриков говорил, по словам женщин, целый час, указывал на современных правителей: они, мол, обвиняли царя, что царь спаивает народ вином, а сами что делают? За царей и Священное Писание повелевает молиться. „Вот такого бы нам батюшку”, — говорят женщины. Словом, этой проповедью Рюриков очень сильно подействовал на граждан Никольского прихода. В частных беседах с гражданами Рюриков всегда говорит против власти. Опрашивать верующих о Рюрикове почти бесполезно. Уж очень сильное влияние на них он имеет. Они за ним и кучкой его приспешников куда угодно пойдут и не выдадут его».
Псаломщик ограничился немногими словами: «Проповедей, которые произносит Рюриков, я не помню. Рюриков человек хитрый, тонкий, ученый. Работаю я в соборе всего один год и хорошо его еще не изучил».
В тот же день, 29 июля, следователь допросил отца Николая. Отвечая на его вопросы, священник сказал: «В своих проповедях с заранее предвзятой мыслью я никогда ничего не говорил против власти. Я не отрицаю, что когда-нибудь у меня могло сорваться случайное, неосторожное слово, и проповеди мои могли быть истолкованы в нежелательном смысле».
Затем следователь допрашивал его в течение двух дней, 8 и 9 августа.
— Какую проповедь говорили вы в ночь под Новый год по старому стилю и не говорили ли, что «хотя разразилась над нами гроза и надвинулись на нас тучи черные безбожия и коммунизма, но скоро должно воссиять для нас солнце. Хотя и мало нас, но мы крепко надеемся, — не бойся, малое стадо! Тяжелые мы с вами переживаем годы, но с наступлением нового года мы должны ожидать и счастья. Я надеюсь, в недалеком будущем воссияет для нас свет, отойдет от нас безбожие и коммунизм»?
— В своей проповеди, — ответил священник, — я призывал верующих, чтобы не отпадали от веры. Я указал, что большинство граждан стало неверующими, молодежь от церкви совсем отпала, и нам, старикам, необходимо молиться Богу, чтобы Он укрепил в нас веру. Слов, выше указанных, я не говорил, да и вообще на политические темы проповедей не говорю.
— Какую проповедь говорили вы в Вербное воскресенье?
— В этот день я вспоминал шествие Иисуса Христа в Иерусалим. Я говорил о том, что евреи в этот день встретили Иисуса Христа, а затем бросили Его, и призывал верующих не поступать по примеру евреев, чтобы не быть отверженными, как евреи, а держать в своем сердце Иисуса Христа. Я говорил, что народ встретил Его как царя, а затем, спустя несколько дней, кричали: «Распни, распни Его!», но слов — «а разве с нашим царем не так поступили?», я не говорил.
— Когда говорили проповедь о царе Давиде?
— О царе Давиде проповедей я никогда не говорил.
— О чем говорили в своей проповеди на Благовещение?
— На Благовещение я говорил о величии Божией Матери О царе же Давиде не говорил в этот день.
— Какую проповедь говорили вы в мае в Никольской церкви?
— Говорил о перенесении мощей Николая Чудотворца и по просьбе старосты призывал верующих пожертвовать на ремонт храма. О советской власти я ничего не говорил.
После окончания допросов отцу Николаю было предъявлено обвинение «в распространении контрреволюционных слухов с целью возбуждения недоверия к власти».
Следствие на этом было закончено, и следователь распорядился перевести священника из внутренней тюрьмы ОГПУ в изолятор специального назначения №1.
4 ноября 1927 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Николая к трем годам ссылки в Сибирь, и он был отправлен в одно из сел в Приангарском районе Каннского округа Восточно-Сибирского края. После окончания ссылки отец Николай еще в течение трех лет находился на положении административного ссыльного. В дальнейшем вместе со своей семьей поселился в городе Козьмодемьянске.
Здесь у него не было постоянного места служения, и он помогал и сослужил священникам в тех храмах, куда его приглашали; в феврале 1934 года верующие попросили его послужить вместо заболевшего священника в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Владимирском Горномарийского района. Священник вскоре умер, и отец Николай по просьбе прихожан 7 апреля 1934 года был назначен сюда настоятелем; здесь в 1936 году он был награжден очередной церковной наградой — палицей, в этом храме отец Николай прослужил до репрессий 1937 года.
За несколько дней до его ареста были допрошены два крестьянина (один из них служил в свое время в ЧК) и женщина-зоотехник, высланная в село Владимирское по приговору НКВД из Ленинграда. Один из крестьян показал: «В 1937 году в день религиозного праздника Пасхи я вместе с другими товарищами ходил в церковь села Владимирского Рюриков в конце обедни вышел с проповедью. Народу при этом в церкви было много. В своей проповеди он, начиная с Рождества Христова и Вознесения, перешел на пропаганду, направленную против существующего строя, то есть против советской власти. Он говорил: «Братия! Настали тяжелые годы, труднее и труднее становится православным жить, но не унывайте! Мы, православные должны переносить все трудности, мы должны терпеть до времени. Жизнь наша будет хороша на том свете».
На обратном пути домой о его проповеди мы рассуждали что слова, сказанные им: «Жизнь наша будет хороша на том свете», сказаны были в кавычках, что он ожидает через какое-то время распада существующего строя.
Лишь только в своей проповеди точно об этом не высказал, а дал понять народу, что советская власть недолго просуществует, поэтому и говорил, что «мы должны терпеть до времени».
Высланная из Ленинграда женщина-зоотехник показала об отце Николае: «Первое время он со мной не разговаривал, а затем стал интересоваться, какими путями и за что я попала в Марийскую АССР Я ему объяснила, что сюда выслана на три года в ссылку. После моего пояснения он мне стал рассказывать о себе, говоря: „Да, Ксения, я эту участь муки от советской власти испытал тоже — отбыл три года лишения свободы в Восточно-Сибирских лагерях».
Следователь попросил ее рассказать, что ей известно о контрреволюционной агитации священника. Женщина ответила, что, разговаривая на политические темы, отец Николай говорил: «Коммунисты с ума сошли, всех крестьян загнали в колхозы силой, а теперь издеваются над колхозниками, заставляют работать там день и ночь. Много колхозников не переносят там этой муки, умирают Теперь все крестьяне-единоличники и колхозники дожидаются войны, а как только будет война внутри Советского Союза крестьяне выступят против советского правительства с оружием в руках. Тогда коммунистам — крышка…»
Бывший боец войск ЧК показал о священнике: «Часто приходилось слышать проповеди, где он проповедовал, превращая свои слова в агитацию. Он говорил: „Православные христиане! Не бросайте, не забудьте Божий дом — храм. Соблюдайте праздники Христовы. Годы для жизни тяжелы стали, без причастия жить — предаться антихристу”».
29 сентября 1937 года отец Николай был арестован, заключен в тюрьму в городе Козмодемьянске и сразу же допрошен.
— Признаете вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? — спросил его следователь.
— В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. В селе Владимирском я служу с 1934 года. Никакой контрреволюционной агитации ни при каких обстоятельствах я не вел. Никаких слухов о войне я не распространял, — ответил священник.
Секретарь сельсовета по требованию сотрудников НКВД выдал соответствующую характеристику на священника. «Рюриков в период весенней посевной кампании 1937 года, — писал он, — агитировал среди местного населения о выходе в поле с иконами для молебствия и этим срывал полевые работы Рюриков сумел молодежь колхозников завербовать ходить в церковь, а также ходили учащиеся педагогического техникума…».
Священноисповеднику Николаю Рюрикову вынесли судебный приговор по 58-й статье Уголовного кодекса СССР от 1926 г. Эта уголовная статья – самая известная и самая популярная являлась на тот момент. В годы «ежовщины», в период антирелигиозного фронта «воинствующих безбожников» эта статья была актуальной. Она называла несогласных с внутренней политикой Советского Союза «врагами народа». Она устанавливала ответственность за контрреволюционную деятельность. Также она давала определение «контрреволюции». Цитата из статьи:
«Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и … правительств Союза ССР, союзных и автономных республик или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции; любые действия, которые наносят ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории; шпионаж на сторону врага, бегство или перелёт за границу». За любое противогосударственное деяние в адрес верховной власти СССР статья подразумевала применение карательных мер – расстрел или трудовые исправительные работы в концлагере с конфискацией имущества. Священноисповеднику Николаю Рюрику предъявили обвинение в контрреволюции, потому что он не был солидарен с существующим государственным строем, политическим режимом и антирелигиозной политикой властей Союза.
8 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Николая к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и 25 октября 1937 года он прибыл в Локчимлаг области Коми, расположенный в поселке Усть-Нем. Протоиерей Николай Рюриков скончался 18 июня 1943 года в Пезмогском лагерном лазарете в области Коми и был погребен в безвестной лагерной могиле под № 5 Г.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви в 2006 году протоиерей Николай Рюриков был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских от Марийской епархии.
Священноисповедник Николай Рюриков входит в число Нижегородских святых.
Память священноисповедника Николая Рюрикова: 18 июня.
Составитель статьи: заместитель председателя комиссии по канонизации святых, магистр богословия иерей Даниил Гондуров.
Тропарь священноисповеднику Николаю, глас 2
Священноисповедниче отче Николае,/ во дни гонений безбожных на Церковь Русскую/ поношения, заточение, изгнание и горькия работы,/ Христа ради претерпел еси,/ и ничтоже разлучи тя от любве Божия./ Таже, благочестно в мире пожив,/ свидетельствовал еси Господа Иисуса Христа,/ Егоже моли спастися душам нашым.
(204)